Дизайн стеклянных дверей и дверей с остеклением
Современное многообразие техник по стеклу позволяет воплотить в жизнь буквально любой дизайнерский замысел. В данной статье мы рассмотрим наиболее популярные технологии работы со стеклом, применяемые в отделке дверей, но сначала приведем небольшую классификацию техник:
- Витраж
- Классический витраж
- Витраж Тиффани
- Фацетный витраж
- Имитация витражных техник
- Фьюзинг
- Заливные витражи
- Пленочный витраж
- Гравировка
- Собственно гравировка
- Пескоструйная обработка
- Фотопечать
Важно подчеркнуть, что многие из выше перечисленных техник могут дополнять друг друга.
Классический художественный витраж – это художественная мозаика из цветных стекол, вырезанных по эскизу и скрепленных металлическим профилем методом пайки. Первые витражи появились в Германии в Х веке. Тогда они служили для украшения оконных проемов соборов. Основными темами витражных композиций были религиозные сюжеты, орнаменты, бытовые сцены. Приблизительно в то же время витражи появились и в домах знати, ими украшались фасады зданий и внутреннее убранство.
При создании классического витража по эскизу изготавливается п-образный профиль, каждая деталь из цветного стекла обрамляется латунной, медной либо алюминиевой протяжкой, а затем припаивается к другим деталям витража. В результате профиль становится н-образным, а шов пайки - невидимым. По периметру витраж обрамляется металлическим каркасом.
Для мелких и сложных фрагментов рисунка прибегают к технике росписи. После нанесения краски рисунок обжигается в печи, краска спекается со стеклом и образует иллюзию рельефа.
При всей своей красоте и аутентичности, классический витраж имеет множество недостатков, которые мешают его популярности в наши дни:
- Трудоемкость, а, следовательно, высокая конечная цена;
- Небольшой выбор цветов;
- Невозможность воспроизведения плавных и изящных линий (для компенсации этого фактора используется роспись);
- Большой вес готового изделия – в случае, если витраж занимает более 1 м2 , его необходимо разделять на секции.
Таким образом, классическому витражу охотно подражают в наши дни, им вдохновляются и восхищаются, но применяют его на деле в декоре интерьеров и фасадов зданий в наши дни достаточно редко, как из-за громоздкости конструкции, так и из-за высокой стоимости работ.
Витражи Тиффани
Технология, изобретенная Луи Комфортом Тиффани отличается от классической способом соединения стекла. В витражах Тиффани не используется протяжка, каждый кусок стекла обрамляется медной лентой по периметру, выкладывается на кальке и спаивается медным припоем. Затем композиция покрывается патинирующим составом.
Витражи Тиффани изящнее классических художественных витражей, процесс их изготовления требует меньших временных затрат, что способствовало их большой популярности, особенно в последнее время.
Витраж Тиффани в декоре дверей
Использование витражей Тиффани в дизайне современных дверей и межкомнатных перегородок – совсем не редкость, они высоко ценятся за свои эстетические качества, при бережном отношении прослужат долгие годы, и все же перед принятием решения об установке именно этого вида витражей стоит учесть особенности данной техники.
Витраж Тиффани менее прочен, чем цельный лист стекла, его слабое место – металлическая спайка. Металл больше пружинит при изгибе, а частое открывание/закрывание дверей подразумевает дополнительную нагрузку на стеклянное полотно. И все же безопасная эксплуатация дверей, украшенных витражом Тиффани возможна при соблюдении некоторых условий.
Правильным решением для установки витража Тиффани может быть дверь с перегородками на стекле. В случае если декоративные вставки занимают небольшую площадь дверного полотна, дерево поддержит и сохранит витраж, даже если дверью сильно хлопнут. И все же, если условия эксплуатации будут бережными, витражом Тиффани можно заполнить и большую часть дверного полотна. Дополнительной гарантией сохранности конструкции могут служить такие приёмы, как доводчики, резиновые напольные ограничители и специальные пружины, как например в некоторых механизмах откатных дверей, которые плавно замедляют ход полотна, в конечной фазе движения, при открывании и закрывании двери. Еще один прием, способствующей сохранности витража Тиффани – использование герметика с большой степенью упругости в застывшем состоянии.
Фацетные витражи
По своей сути фацетный витраж – это вид классического наборного витража, в котором фацетные стекла соединены между собой с помощью оправы. Название «фацетный» связано с типом кромки стекла – она несколько скошена, благодаря чему достигается эффект преломления света.
Для изготовления фацетных витражей необходимо стекло толщиной от 5 до 25 мм, а также оправа и профиль из меди или латуни.
Снятие фацета – особенно важный этап в создании витража данного типа. Сборка может осуществляться как по классической технологии – с протяжкой, так и по технологии Тиффани. Стоит отметить, что применение последней в случае с фацетным витражом менее желательно ввиду ее большей хрупкости и тяжести конструкции по сравнению с обычным витражом Тиффани.
Фацетный витраж может быть установлен как во входных дверях (например, в загородном доме), так и в межкомнатных, также он подходит и для межкомнатных перегородок. При установке стоит учитывать тяжесть витражной конструкции.
Фьюзинг
Фьюзинг – одна из самых молодых витражных техник. Само слово происходит от англ. fuse – «спекание, плавка». Стекло спекается при температуре 800 С в печи, его структура становится более однородной, цвета плавно переходят из одного в другой. Полученные в результате такой обработки витражи чем-то похожи на акварельные картины – плавные линии, живые краски. Помимо этого есть еще и невероятная игра света, способная поднять настроение даже в хмурый день.
В отличие от других витражных техник, техника фьюзинга не предполагает использование металлических элементов для соединения кусочков стекла. По своей сути, фьюзинг - новое слово в развитии такой старинной техники, как горячая эмаль, только вместо металлической пластины основой для витража служит лист стекла. Витражист выкладывает на нем стекло (маленькие кусочки, гранулы, шихта) для получения нужного рисунка, в зависимости от задумки художника, цветовые пятна могут смешиваться или сохранять достаточно четкие очертания (в зависимости от плавильных свойств стекла), а затем полученная заготовка проходит высокотемпературную обработку в муфельной печи. Особенность техники такова, что каким именно получится рисунок, не может угадать даже самый опытный профессионал, поэтому и повторить рисунок со стопроцентной точностью в технике фьюзинга невозможно.
Иногда отдельные элементы с фьюзингом используют в качестве дополнения к классическому витражу или витражу Тиффани. Это открывает дополнительные возможности для реализации дизайнерских задумок.
Фьюзинг в декоре дверей
Моментом, на который нужно обратить внимание при выборе дверей с фьюзингом, является его двусторонняя видимость. Необходимо ее учитывать еще на этапе создания эскиза, чтобы не только лицевая, но и обратная сторона была эстетически привлекательна, а также, чтобы цветовая гамма рисунка сочеталась с двумя помещениями, разделенными дверью с фьюзингом.
Поскольку техника фьюзинга предполагает спекание двух и более слоев стекла, волноваться о достаточной прочности остекления не приходится. Отжиг, которому подвергается стекло в процессе создания витража в этой технике, помогает избежать избыточного напряжения на поверхности стекла, помимо этого, однородное напряжение означает, что в случае повреждения стекло не образует острых осколков.
Термоустойчивость и долговечность таких витражей позволяет применять их даже для входных групп.
Достоинства:
- Возможность сделать витраж многослойным;
- Витраж не боится влаги благодаря отсутствию металлических элементов;
- Возможность создания рельефного изображения;
- Уникальность полученного рисунка.
Если четкие контуры все же необходимы, технику фьюзинга можно сочетать с другой старинной ювелирной техникой – перегородчатой эмалью. В этой технике изготавливают витражи-картины из стекла, сочетающие в себе глубину, объем и многослойность.
Недостатки:
- Относительно высокая цена готового изделия;
- Необходимость учитывать внешний вид получаемого рисунка с двух сторон.
Заливные витражи
Заливные витражи (еще одно их название – «контурные») – один из наиболее распространенных приемов имитации классического витража.
В современных условиях заливные витражи производятся в трех техниках, отличающихся по степени автоматизации:
- Заливные витражи ручной работы – на чистую обезжиренную поверхность стекла художник наносит контур в соответствии с выбранным рисунком, для чего используется прочный полимерный материал либо свинцовая лента (ее же применяют в производстве пленочных витражей). Процесс заливки лаком или красками происходит после полного высыхания контура, для этого художник использует кисточку и/или аэрограф.
- Технология cri – полуавтоматизированный процесс. Контур из прочных полимерных материалов наносится на стекло при помощи ЧПУ станка, а затем заполняется красками вручную.
- Автоматизированная технология изготовления заливных витражей – и контур и заливка наносятся на стекло автоматически. При этом полимерную основу будет иметь не только контур, но и материал заливки. Эта технология позволяет добиться высокой прочности декоративного покрытия.
Наилучшей износостойкостью, благодаря акриловой основе материалов, обладает третья группа заливных витражей .
Контур заливного витража может быть любой степени сложности, к тому же цветовая гамма красок и лаков для заливки невероятно широка. Сам контур, помимо черного, может быть золотистым, серебристым или же прозрачным, создавая при этом эффект рельефности.
В зависимости от использованных материалов, полученный рисунок может быть либо высушен при естественных условиях, либо подвержен обжигу. В последнем случае термическая обработка способствует долговечности заливного витража.
Достоинства заливного витража:
- Доступная цена по сравнению с классическими витражами;
- Возможность нанесения любого контурного рисунка;
- Отличная адгезия со стеклом предотвращает появление трещин в рисунке при перепадах температур;
- Современные технологии позволяют посредством заливного витража создать высококачественную иллюзию дорогого витража Тиффани, при меньших затратах.
Заливные витражи в производстве дверей
Технология заливного витража отлично подходит для декорирования межкомнатных дверей практически для любых типов помещений. Перепады температур, повышенная влажность и яркое освещение не представляют угрозы внешнему виду таких витражей.
При создании дверей важно, чтобы контур рисунка был нанесен с обеих сторон стекла. Лучшим материалом – основой для дверей с заливным витражом является закаленное стекло или акриловое, т.к. они наиболее безопасны и не создают острых осколков при разрушении.
Срок эксплуатации дверей с заливным витражом – более 20 лет. И все же стоит отметить, что такие высокие эксплуатационные свойства – прерогатива заливных витражей из высококачественных материалов, выполненных по всем правилам. Наибольшей прочностью и долговечностью отличаются витражи, в процессе изготовления которых прибегали к обжигу.
Пленочный витраж (экспресс-витраж) – одна из самых молодых техник имитации витража, благодаря своей невысокой стоимости и эффектному внешнему виду постоянно набирает популярность.
Суть технологии создания пленочного витража весьма проста – на стеклянное полотно наносятся лавсановые пленки, имитирующие цветное стекло, затем на стыки с обеих сторон наносится свинцовая лента. Таким образом, получается качественная имитация витража «Тиффани». Технология позволяет наносить «витраж» и на изогнутее стекло.
Высококачественные витражные пленки не пропускают УФ лучи, не боятся старения и влажности. В распоряжении дизайнеров более 1000 цветовых оттенков, что в несколько раз превосходит количество оттенков стекла, которое можно использовать для «Тиффани» и других видов витража.
Для создания такого витража в качестве основы используется листовое стекло, что заметно служит для удобства и безопасности в эксплуатации. Конечный результат будет легким и ровным.
Пленочный витраж в дизайне дверей
Пленочные витражи – отличное решение для дизайна межкомнатной двери. Поскольку витраж наносится на ровное стеклянное полотно, его монтаж и эксплуатация не будут затруднены излишней хрупкостью или тяжестью изделия.
У пленочного витража обе стороны лицевые, что очень важно для таких элемента интерьера, как межкомнатные двери и перегородки. При условии соблюдения технологии и бережной эксплуатации, пленочный витраж прослужит 15-30 лет.
Пескоструйная обработка
Техника пескоструя применяется в декоре стекол и зеркал, художественный эффект достигается посредством контраста прозрачного стекла с матовым, а рельефное углубление делает изображение на стеклянном полотне объемным. Матовая поверхность создается посредством обработки стекла потоком, состоящим из песка и воздуха, от интенсивности воздействия которого зависит получаемая фактура рисунка. Если в процессе обработки использовались трафареты, то получается изображение с сочетанием матовой и глянцевой поверхностей. После основного этапа изделие покрывается гидрофобной жидкостью для защиты от жирных пятен, в качестве финишного слоя – полимерный лак.
Само по себе использование песка для придания стеклу шероховатой поверхности не ново, но раньше процесс происходил вручную, а песок растирался по стеклу при помощи камня. Таким образом, пескоструй - это разновидность гравировки.
Техники пескоструйной обработки:
- Пескоструйная печать (шаблонный пескоструй) – в процессе обработки используется трафарет, поверх которого направляется поток абразивных частиц, под их воздействием незакрытые трафаретом участки матируются.
Эта техника имеет более дешевый аналог – применение самоклеящейся пленки с матирующим эффектом. - Глубокий пескоструй – технология позволяет добиться эффекта рельефности, подходит для стекла толщиной от 6 мм.
- Цветной пескоструй – поверхность стекла обрабатывается абразивом с добавлением красителей под высоким давлением. Технология позволяет добиться как четких контуров рисунка, так и плавного цветового перехода и многослойности изображений.
Пескоструйная обработка в дизайне дверей
Пескоструйная обработка обрела большую популярность в качестве декора дверей благодаря своей универсальности, богатому выбору рисунка и относительно невысокой стоимости.
Стекло с пескоструйной обработкой в процессе монтажа не отличается от обычного листового. Основным недостатком такого декорирования является его монохромность, что стало исправимо с появлением технологии цветного пескоструя.
Гравировка
В процессе гравировки изображение на стекле создается посредством нарушения (изменения) структуры стеклянной поверхности.
Ранее для нанесения изображения методом гравировки применялись шлифование (стекло матировалось), гранение (алмазная резьба), а также «выстукивание» - рисунок создавался с помощью точечных повреждений поверхности стекла. Все эти методы подразумевают большие временные затраты и высокую степень мастерства исполнения.
В современных техниках гравировки точность исполнения гарантируют высокие технологии:
- ультразвуковая гравировка;
- электродная гравировка;
- лазерная гравировка.
Именно последний, из вышеперечисленных видов гравировки, открывает самые широкие возможности для декорирования стекла, получаемое изображение может быть как плоским, так и трехмерным. Наиболее популярная сфера применения лазерной гравировки по стеклу в декоре дверей - нанесение логотипов компаний, а также других изображений, для поддержания корпоративного стиля.
Фотопечать
Широкоформатная фотопечать – современное решение для декора стеклянных дверей. Технология позволяет нанести на стекло любое изображение, будь то фотография, репродукция картины великого мастера или витражный рисунок.
В зависимости от задумки заказчика, с помощью фотопечати можно как сделать акцент на двери в интерьере, так и замаскировать дверной проем, повторив рисунок на обоях.
Печать изображения на поверхности стекла производится по технологии ультрафиолетовой печати. УФ-принтер может наносить изображение на различные виды поверхности (гладкие, матовые или шероховатые).
С точки зрения эксплуатации, стеклянные двери с фотопечатью не доставят особых хлопот – стойкость красок позволяет не беспокоиться за яркость изображения даже во влажных помещениях (ванная, бассейн), также эти двери не боятся перепадов температур, царапин и воздействия бытовой химии.
Итак, рассмотренные нами техники открывают самые широкие декоративные возможности, выбор той или иной техники зависит от многих факторов – условия эксплуатации, стоимость конечного изделия, дизайнерская задумка и т.д.